История создания артиллерийского тягача АТ-Л
АТ-Л переводится как легкий артиллерийский тягач. Создан он был в 1947 году на одном из тракторных заводов в Харькове. Легкий тягач АТ-Л поступал на рынок вплоть до 1967 года в нескольких модификациях. Он заслужил уважение не только в армии, но и в народном хозяйстве. Тягач также активно использовался для освоения непроходимых районов СССР.
Как создавался тягач?
Инженеры по инициативе главного конструктора Н.Г.Зубарева в конце 1946 года начали проработку нового артиллерийского тягача для буксировки прицепа, масса которого не превышала 6 т. вместе с грузом на платформе 2 т. с тем же, что и у предшественников двигателем, но с более совершенной ходовой частью и трансмиссией, который бы отвечал всем требованиям армии. В этом начинании они получили одобрение от ГАУ.
Уже в 1948 году было представлено три образца, которые в 1949 году прошли заводские, в 1950 года - межведомственные, а в конце и государственные испытания. Каких-либо отклонений от нормы замечено не было. Последние два образца в 1951-1952 годах успешно прошли войсковые испытания в Арктике, при низких температурах, а в Туркмении, наоборот, при высоких.
В конце 1952 года с завода выпустилась первая партия новых тягачей, которые и получили армейское название АТ-Л.
Как выглядит конструкция?
Единственный доступный для решения подобных задач двигатель General Motors имел ограниченную мощность, значительно снижающего ее потери, по сравнению с бортовым фрикционом, который облегчает управление и повышение средней скорости движения в непроходимых условиях.
Под полом кузова разместили реверсивную лебедку, а также вертикальным барабаном, что позволило обойтись без трусоукладчика. Муфта предохранителя (которая используется против перегрузки), датчик сигнализации - все это вошло в стандартную комплектацию.
В машине была установлена фара-искатель, а также у наружного освещения был режим светомаскировки. В открытом кузове находятся четыре сиденья откидного характера для расчета, а в заднем торце кузова установлена дверь с замком. При необходимости кузов можно плотно закрыть водонепроницаемым тентом с боковыми окнами. Необходимо отметить достаточную вместительность платформы при небольшой длине тягача.
При средней скорости движения тягача АТ-Л с полной нагрузкой и 6 т. прицепом по непроходимой дороге составляла 22-25 км/ч.
Технические характеристики:
- Вес машины составляет 5,8 тонн;
- В кабине расположено три места;
- Грузоподъемность составляет 2000 кг;
- В кузове находится 8 мест;
- Скорость достигает до 44 км/ч.